В комнате имени Герцена

Эти три стихотворения написаны в качестве сопровождения моей темы "Марафон Поэзии" на сайте "Изба-Читальня", а именно сопровождения моего рассказа в рамках темы о творчестве Осипа Мандельштама, в частности, периода наивысшего расцвета таланта - 1931 года.


Я родился всего-то – рукой подать – коснёшься творцов Времени и Пространства, Истории : в трёх годах от смерти Пастернака, в восемнадцати годах от Победы, в двадцати двух годах от гибели Цветаевой, в двадцати пяти – от убиения Мандельштама, в одном годе от гибели Героя Советского Союза Матвея Шапошникова, отказавшегося стрелять в безоружных рабочих Новочеркасска...

 Я родился – и ещё были живы : Керенский, Ахматова, Василий Шульгин, человек, принявший отречение из рук Николая Второго, Владимир Вейдле и Владимир Набоков, ближайшая подруга Императрицы Анна Вырубова (Танеева), любовь Колчака Анна Тимирева (Сафонова), Варлам Шаламов; Надежда Мандельштам, Лилия Брик, Ольга Берггольц, ещё не отправили в ссылку Бродского, ещё не выслали Солженицына, ещё жива была сама жизнь, сохраняющая стиль и достоинство, преемственность и дух времени! 

На сегодня, когда отдалились и поумирали, предсмертно постарели практически все созидатели и создатели её, жизнь стала не просто антиквариатом, но шифром, с утерянным ключом и утраченным языком мысли. То жалкое неподобие, которое выдаётся современниками раздрая за жизнь, представляет собою пустое место – как путь, цель, смысл и процесс. Такого не было никогда. Прервалась не смена поколений, а даже тот «неравный брак», который имелся в составе соотношения : один выдающийся, один интеллигентный – на тысячу обыкновенных, образованных. Сейчас это соотношение в таком виде, что лучше и не говорить... Страшно и муторно... Сколько осталось интересных, значимых, вдумчивых, интеллигентных людей? Ответ краток – никого или почти никого. А сколько в этом «почти» людей? – за всю жизнь рискуешь не встретить ни одного... Вот такой расклад... Распад частицы души на атомы...

​​​​​​​


1.

ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ГОД

Витать среди – тяжёлой поступи с руками.
Вверх стоя, улыбаться вниз, в затылки.
И знать, как привстают над плоскостью сурками,
И дождь улавливают горлышком бутылки.

Вдаль место уступать в трамвае : слабо сильным,
И женщинам, и пенсий молодёжи;
Посильно тихо промелькнуть посыльным, ссыльным,
Предчувствуя, как смертью обнадёжит –

Стих Тридцать первого от Рождества легенды,
Седого года – ужас там подростком.
И на вопрос: Что ж, возомнил себя, но кем ты!? –
Стоять в забывчивости об исчадье хлёстком.

Судьбу случайных слов доверить лотерее,
В которой выиграны даты расставаний.
Знать сон : Годивы о Гомера Лорелее,
Навек распластанный на выцветшем диване.


2.

В МЕТРО

Как в затхлом воздухе в Сокольники подземки,
Над потом трепыхать – передовицей с кулаком,
Взнесённым над – трибуной, тупо вперить зенки
В стекло вагона, в надпись, с ней до колики знаком:

«Не прислоняться!», грохот стыков, рук лианы
Свисают – в лежбище из вышколенных глаз и губ.
И, как песок в часах гостиницы Ливана,
Как на Бронштейна рухнул с хрустом века ледоруб, –

Так мне прозрачно ведать истину момента
На перегоне от «Проспекта Маркса» до конца,
В котором масса тел спешит наверх зачем-то,
И льётся потом грохот с помрачневшего лица.


3.

КОНЕЦ ПУТИ

Разве что, щепотью перекрестясь, вера приспела
К пядям во лбу, как простыню полощут вслух, об доски.
И грянуть «... где так вольно дышит...» – хором A capella –
Чтобы понять насколько день бывает – пёсий, плоский.

Разве что горстку строк на вес закупит газетёнка
И сырость голых стен имени Герцена – достойна
Паскудной общности... Жизнь рвётся с треском, там, где тонко
Заголосила ночь без сна в садах Первопрестольной.

Разве разительно мы отличаемся от длани,
Простёртой к жгучему лучу прожектора над Красной?
И шёпот канет: в Древний Рим, в пролив о Магеллане –
Во взрослом мальчике... И всё. Молчи об этом! Ясно?

Чтобы никто не знал о том – зачем всё начиналось это:
И грохоты прикладов в дверь, и лай с цингою!
Разве не ты так развит, зная: осень – после лета –

Тогда дверь настежь – пни,
вломившись в пустошь глаз ногою!



© Copyright: Вадим Шарыгин, 2025
Свидетельство о публикации №125072704154