Последняя комната

Когда на крючьях жизнь или как бы в петле на тонкой нити
И силы нет в корзину с мусором собрать безликие потуги,

В окно души – в пустое зеркало значений загляните,
На миг расширятся зрачки и стронут вверх – бровей седые дуги –
Давно заброшенную мысль, что так стремительно ничтожна
Во весь свой рост и накренилась, в землю рухнет башня Вавилона!
И дерзновения кинжал дремал, не покидая ножны...
И преданная молодость... И приданная плоти суть зловонна.

Когда ворвётся ветер в душу, сквозняком вскрывая чрево
Последней комнаты, – волною бешеной окатит взгляд исподний,
Осенний русский день мелькнёт перед глазами, где-то слева
Напомнит стоном сердце о себе и с криком чаек, выбрав сходни,
Гудком протяжным захлебнётся пароход из Крыма в тьму разлуки,
Концы отдавший, изменивший всё на всём пространстве нашем,
И ты теперь, на койке в комнате чужой, протягиваешь руки
К видению, в котором изгнанной судьбе вдогонку машем...

Когда смертельно жив, вернулся из ГУЛАГа жизни кто-то,
Поэт, допустим, Заболоцкий, иволга вспорхнула с ветки мокрой,
Витала грусть и сумрак немотой окутывал болото,
И на лету прощались жалобно седые журавли, и охрой
Закрашен день осенний, и под сенью ясеней, вдруг, осенило
Кого-то в будущем : какой багряную ценой всё длится!
И лампа в комнате настольный свет на плоскость влажных глаз склонила,
Чтобы в тени лица блестели переполненные лица.

Когда на крючьях потолков развешены – поэты, люстры света.
И ваша жизнь на волоске висит, на нити паутины,
Никто не спросит : чем вы заняты всю жизнь, чьей кровью жизнь согрета,
И где обломки мачт бесследно потерпевшей бригантины?
Их поглотило море неба. Нет, не в небе – в море чайки бьются,
Срывают крылья в крик, никто не удосужится помочь им!
Остывшим ставший чай, остывший в ночь, стекающий на пол из блюдца.
Жизнь истекает ввысь, в последней комнате, так, между прочим...


© Copyright: Вадим Шарыгин, 2024
Свидетельство о публикации №124082603781

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это стихотворение я разместил в теме Виолетты Баши на форуме социальной сети  "Изба-Читальня"
"Моя диссертация хранится в Российской Государственной библиотеке и др."
https://www.chitalnya.ru/commentary/29299/

в этой теме я разместил своё стихотворение "Последняя комната" и после того, как Виолетта удалила стихотворение, у нас состоялся такой, на мой взгляд важный, разговор:

Вадим Шарыгин (26.08.2024 13:40:16)

Сообщение удалено автором темы...

Виолетта Баша [Москва] (26.08.2024 18:56:20)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Вадим, я вас уважаю, но тема не о ваших стихах. Я просто поделилась тем фактом, что ссылки есть и меня это радует. И это означает только, что в интернете найдется все.и

Вадим Шарыгин (26.08.2024 19:49:39)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Виолетта, я тоже вас уважаю, настолько, что могу говорить вам то, что думаю и это моё стихотворение, в том числе, о вашей жизни, как мне кажется. Вы испугались стихотворения, удалили его с глаз долой, но можно ли удалить каждому из нас свою "последнюю комнату"?


Виолетта Баша [Москва] (27.08.2024 18:24:59)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Вадим, не надо домыслов о моей жизни в стихах даже. Вы не правы, я - это я и моя жизнь не имеет ничего общего в содержанием вашего прекрасного стихотворения. Это меня обидело, и это я не считаю тактичным.
Давайте оставим это и не будем посвящать ваши представления незнакомым людям.
Я хочу, чтобы потомки сделали свои выводы обо мне только по моим воспоминаниям и творчеству.

Вадим Шарыгин (28.08.2024 01:04:54)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Виолетта, я не исключаю, что я не прав в адресате своего стихотворения, это вполне возможно, в частности, в данном, в вашем случае, однако, и право на свою неправоту или на своё видение чужой правоты, чужой жизни имею, и даже обязанность поэта имею - откровенно, в глаза сказать самое главное о жизни и смерти, то есть по сути лейтмотив каждого произведения, если оно принадлежит искусству, а не подёнщине. Таких, как вы, моих читателей, способных обидеться или восхититься, задуматься или пройти мимо, что-то почувствовать сразу или только через годы, или не почувствовать вовсе и до конца дней своих - у меня, в потенциале, миллионы человек, в настоящем, прошлом и будущем. И чем лучше, чем проникновеннее будут мои стихи, тем меньшее количество людей, особенно из числа современников, будут с ними в унисон, поскольку, вопреки расхожему мнению, поэзия, в отличие от хороших и плохих стишков, это не то, что совпадает с мнением о жизни и смерти человека, с мнением человека о себе самом, а то, что крест-накрест перечёркивает жизнь человека, даже жизнь самого себя уважающего, и содержит в себе возвращение к началу пути, к началу поиска самого себя, совсем иным образом, с иной стороны.

У поэта нет "незнакомых" людей, все знакомы поэту, потому что поэт опережает настоящее, своих и чужих современников, он из будущего или из прошлого в будущем говорит с настоящим. Зато люди, в абсолютном большинстве своём, даже прожив жизни, не знакомы с сущностью поэта и поэзии, воспринимают поэзию, как вариации содержания чего-то окружающего, а не в качестве повода узнать себя.

Давайте оставим привычку удалять с глаз долой "прекрасное", его не так-то много в жизни, и не так-то много у нас жизни, чтобы вести себя ТАК по отношению к "прекрасному".

А я хочу, чтобы потомки сделали выводы о каждом из нас не по тому, чего мы достигли, в любой сфере деятельности, не по нашему творчеству и воспоминаниям, а по тому, как мы умели сами и показывали пример другим в деле совершенствования навыков отличия вечного от временного, как мы умели отстаивать настоящее в массе обыкновенного, как мы умели беречь и бороться за лучшее, то есть необходимое для достойной смерти, вопреки хорошему или достаточному для комфортной, культурной жизни.

---------------------------------------

P.S.

От кого-то, действительно, останется на земле, по сути и по правде сказать, только "порядковый номер существования", например, лихо выставленный на всеобщее обозрение номер диссертации, от кого-то - останется поэзия, удалённая (с глаз долой) и удалённая ввысь от людей, остановившихся в своём развитии, но приближенная к сердцам всех уцелевших идущих от земли к Небу.